Есть в Москве дома, которые вызывают чувство радостного удивления. Они разные, но их объединяет одно весеннее понятие модерн. Поварская, Спиридоновка, Никитская, Столешники... Таинственные особняки смотрят на нас из-за металлических оград с изящными коваными решетками, напоминающими крылья бабочки, волны моря или колеблющиеся стебли болотных растений. Каждый особняк излучает свою магию, каждый ярко индивидуален и волшебно красив. Странные существа стерегут покой их обитателей, а под старинными сводами потолков скрываются тени прежних владельцев. На рубеже XIX и XX веков родился архитектурный стиль, который вскоре стал и стилем жизни. Это модерн, что значит «новый», «новейший». И хотя в стиле модерн строили и банки, и вокзалы, и доходные дома, именно в особняках он проявился со всей глубиной. Слово «особняк» особенный дом, в котором живут особенные люди какой-то необычной жизнью, словно отражает саму суть модерна. Среди рациональной и механистичной жизни модерн совершил невероятное: на краткий миг люди увидели мифологичность мира, в жизнь вошла ее величество Красота как вестник Идеала, и мир подчинился ее законам. Каждое здание рождается как архитектурный миф. Дом мир человека, он подобен природе и живет по ее космическим законам. Модерн пронизан символизмом. В особняке обязательно есть внутренний центр. Обычно это лестница символ непрерывного кругового восхождения. Она словно ствол мирового дерева, от которого на разных уровнях отходят «ветви» комнаты. Все центральное пространство пронизано светом, льющимся из необычной формы витражных окон. Окна не повторяются, меняя свою форму и размеры от этажа к этажу. Дух огня и любви живет в роскошных каминах мраморных, майоликовых, с изображением благородных рыцарей, волшебных фей, прекрасных задумчивых людей из зачарованного царства. Здесь нет места прозе жизни, мелочам быта. Быт одухотворяется, создается атмосфера покоя и возвышенности.МУЗЫ МОДЕРНА"В комнату вошла Сказка тихими неслышными шагами. У нее было светло-серое платье, и на нем были нашиты серебряно-бледные листья. В рыжих волосах горела бриллиантовая звезда. Она ступала тихо и мягко, как бы пряча свое изящество в простоте. Это был верх аристократической естественности. И молодой дипломат запнулся на полуслове, и почва ушла у него из-под ног". Так писал Андрей Белый о Зинаиде Морозовой, жене известного мецената. Зинаида Григорьевна Морозова, 1896 г.История владения на Спиридоновке, близ Патриарших прудов, прослеживается с середины XVIII столетия, когда оно принадлежало И. Г. Воронцову. После 1812 года усадьбу купил И.И. Дмитриев. В его доме собиралась вся интеллектуальная Москва, не раз бывал Л.С. Пушкин. В 1842 году владение приобрел Н.Т. Аксаков брат писателя С.Т. Аксакова.29 апреля 1893 года старинную дворянскую усадьбу купила потомственная почетная гражданка Зинаида Григорьевна Морозова (1867 1947), жена Саввы Тимофеевича Морозова (1862 1905). Небольшой дом, в котором жила семья, стал тесен, и Савва купил участок земли с домом на Спиридоновке - барский особняк, принадлежащий Н. Т. Аксакову, брату известного поэта - эта старая дворянская усадьба в прошлые времена была олицетворением «приюта муз». Вскоре на этом участке начинается строительство. Во имя любви к своей молодой жене Савва Морозов построил в 1893 году настоящий замок, какого не бывало в Москве. Готические башенки, стрельчатые окна, зубцы на стенах от дома веяло тайной, духом средневековья. Никто не мог предположить тогда, что этот особняк первый вестник зарождающегося в России архитектурного стиля. В этом особняке-замке царили Любовь и Весна. Хотя купчая, по распространенному обычаю того времени, была оформлена на жену, фактическим владельцем дома был сам известный промышленник и меценат Савва Морозов. Сразу после покупки Морозовы заказали новый проект усадьбы талантливому архитектору Федору Осиповичу Шехтелю (1859 1926)в модном в конце XIX века неоготическом стиле. Заказчиком архитектора оставался С.Т. Морозов, но строился дом исключительно по капризу его жены Зинаиды, которой даже не приходило в голову ограничивать себя в средствах на воплощение своих блестящих планов. Слухи о роскошестве нового особняка быстро облетели всю Москву. Строительство дома началось осенью 1893 года. Хозяева усадьбы жили тем временем в собственном особняке на углу Большой Никитской улицы и Скатертного переулка. Молодые владельцы и архитектор явно готовились поразить первопрестольную. Шехтель продолжал проектные работы по дому, а с 1894 года стал сам вести и архитектурный надзор. Собственноручно им сделано по зданию около 600 чертежей, значительная их часть сохранилась и находится в ГНИМА. Среди них фасады, планы, разрезы, развертки стен, детали, люстры, мебель. Задумывая дом как живой, единый организм, Шехтель стремился не допустить случайности ни в целом, ни в деталях. Семейный клан Морозовых одним из первых разглядел незаурядный талант Ф. О. Шехтеля. В 1892 году он спроектировал Савве Морозову деревянную дачу в Киржаче, а его двоюродному брату Викуле Елисеевичу дом, ферму, конный завод в имении Одинцово-Архангельское близ Домодедова. План и композицию дома на Спиридоновке Шехтель разработал за два месяца. Уже в начале августа 1893 года чертежи были поданы на утверждение в Московскую Городскую управу. Они были одобрены, но строить по ним получил официальное разрешение архитектор И. С. Кузнецов. Дело в том, что вплоть до января 1894 ода Шехтель не имел права самостоятельно вести строительные работы. Еще в 1878 году он бросил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а значит, не имел диплома и свидетельства на производство работ. Только исключительное дарование позволило в дальнейшем забыть этот факт. Шехтель сам преподавал в Строгановском училище, а в 1902 году получил звание академика архитектуры. Громадный дом был построен и отделан за четыре с половиной года. В доме площадью более 1000 кв. метров было несколько гостиных, столовая, кабинет хозяина, спальня, будуар, детские (у Морозовых было 4 детей), бильярдная, гимнастический зал, комнаты гувернеров. Комнаты управляющего, прислуги, а также все подсобные службы - электростанция, ледник, погреба, прачечная, гладильная, конюшни - были размещены в специальном флигеле, который соединялся с главным домом подземным переходом. Отделочные работы продолжались еще почти год спустя официального новоселья в 1897 году, когда в доме уже вовсю радушно принимали гостей. По случаю новоселья обворожительная тридцатилетняя хозяйка устроила бал-концерт. На вечер собралось не только именитое купечество. В дом этот стремилась попасть "вся Москва". Князья и графы не считали зазорным посетить прием у "купцов" Морозовых - лишь бы только посмотреть на шикарную диковинку. Хороший дом следовало наполнить активными увеселениями. Сама театральность убранства как нельзя лучше всего подходила для ярких и затейливых костюмированных балов, шумных свадеб, многолюдных детских праздников. Гостей собирали человек по 50, а то и по 200. В последнем случае вызывали наряд полиции подежурить перед домом, чтобы избежать столпотворения.Сын первого московского городского головы (по нынешнему, мэра), молодой князь Сергей Щербатов писал: "У моего отца до старости сохранилось почти юношеское любопытство к новым, интересным явлениям жизни... Таким интересным явлением был вновь выстроенный дворец огромных размеров и необычайно роскошный в англо-готическом стиле на Спиридоновке богатейшего и умнейшего из купцов Саввы Тимофеевича Морозова... Я с отцом поехал на торжественное открытие этого нового московского "чуда"... На этот вечер собралось всё именитое купечество.. Хозяйка, Зинаида Григорьевна Морозова, вся увешанная дивными жемчугами, принимала гостей с поистине королевским величием. Тут я увидел и услышал впервые молодого и еще довольно застенчивого Шаляпина, и тогда еще только восходившее светило, и Врубеля, исполнившего в готическом холле отличную скульптуру из темного дуба и большое витро". Парадный холл особняка. Статуи рыцарей изготовлены в Германии, XVIII-XIX вв. При образе жизни Морозовых, в отличие от прежних дворянских усадеб, парадные помещения постоянно использовались для своей шумной светской жизни. Новые владельцы отказываются по старинке жить в маленьких комнатах мезонинов и антресолей, и заказывают архитектору размещение своих спален и кабинетов в лучшем, втором, этаже особняков. Теперь ценится каждодневный комфорт. Интерьеры становятся подобны дорогим оправам яркой и интересной жизни. Богато отдеоывались не только парадные, но и жилые комнаты, особенно спальня Малый мраморный зал и будуар хозяйки Красный кабинет. Бывшая спальня Зинаиды Морозовой. Ныне комната все тех же протокольных заседаний. Бывший будуар Морозовой. Ныне опять же заседательная. Круглый стол, оригинальная мебель XIX века. Так заседают на высшем уровне Все старинные часы в особняке в рабочем состоянии, тикают и отбивают часы.Окончательная отделка дома завершилась в 1898 году. Шехтелем было создано здание, ставшее этапным в истории русской архитектуры. Решенное в стиле "английской готики", оно поражает логикой сочетания объемов, пропорциями, пространственными отношениями. Архитектор избрал для особняка новую планировочную структуру. Суть ее в наличии композиционного центра, каким является вестибюль и аванзал. С одной стороны к аванзалу примыкает одноэтажная часть здания Большой мраморный зал и две гостиные. С другой двухэтажная часть дома с парадной лестницей, столовой, кабинетом хозяина, бильярдной, спальней, будуаром хозяйки, детскими и другими комнатами. Свободный план тщательно продуман. Он результат заботы о комфорте и удобстве жилья. Внутреннее пространство поражает стилевым разнообразием. Отсутствие четких границ между архитектурой, скульптурой и живописью придает особняку исключительное пластическое единство и духовную утонченность.Архитектору был необходим союзник-художник. Таким стал для него великий русский художник Михаил Александрович Врубель. Их совместная работа над домом Морозовых продолжалась четыре года. Два самобытных мастера не всегда сразу находили взаимопонимание. Но окончательный результат был великолепен и принес каждому признание и успех. Композиция витража "Рыцарь" строится как живописная картина, в которой художник использует обширную цветовую гамму и светотоновую моделировку, передает психологическое состояние персонажей. В то же время живописная фантастичность форм насыщена мерцающим светом. Для Врубеля, как живописца-романтика, главным было отобразить в произведении не торжество встречи, а томление духа
[ ]
Особняк Морозовой на Спиридоновке
Пишет про: , МЫСЛИ ВСЛУХ, ПУТЕШЕСТВИЯ, КНИГИ
Сегодня прошла региональная конференция Новоблогика 1.0. Прошла, по моему мнению, очень удачно, доклады были интересны слушателям, вопросы слушателей были интересны докладчикам. Виски-брейк был в тему, а гости приглашены очень авторитетные.В итоге, были разговоры на тему корпоративных блогов, гражданской позиции, интересного контента, противных ботах, а так же о стремлении общества к наноблогам и возможно нановидеоблогам.Завтра напишу поподробнее, спокойной ночи всем.
[ ]
Пишет про: КИНО, АВТО, МЫСЛИ ВСЛУХ
|
|
Вы не авторизованы! |
Тематические ленты
Live1000 - Тематические блоги
Комментариев нет:
Отправить комментарий